МБОУ СОШ № 11
п. Новотерский
  • Информационная безопасность

    В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебной деятельности. Учебные  классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.

    Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.

    Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
    На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:

    • целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;
    • конфиденциальность информации;
    • доступность информации для всех авторизованных пользователей.

    Общими мерами по созданию безопасной информационной системы в школе являются:

    • Защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, атаки хакеров и т. д.)
    • Использование контентной фильтрации Интернета, для фильтрации сайтов с содержимым, не соответствующим задачам образования.
    • Обучение детей основам информационной безопасности, воспитание информационной культуры.

    Информационная безопасность детей в современной цифровой среде

    Нормативное регулирование

    1. Методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети "Интернет". Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 14.05.2018 N 08-1184.
    2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
    3. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»
    4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
    5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»
    6. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»   
    7. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
    8. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
    9. Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»
    10. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
    11. Приказ Минкомсвязи России от 16.06.2014 № 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»    
    12. КОНЦЕПЦИЯ информационной безопасности детей Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. No2471-р
    13. Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. N 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»
    14. Постановление Правительства РФ от 21 марта 2012 г. N 211 «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами»
    15. Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. № 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива".

    Документы

    "Сваттинг" заключается в заведомо ложном сообщении об угрозе преступления или о совершаемом преступлении с целью привлечения внимания экстренных служб или правоохранительных органов

    Родителям

    Памятки


    Интернет меняет отношения между детьми и родителями, увеличивая и без того большую пропасть между поколениями. Как показывают исследования Фонда Развития Интернет, современные школьники почти в два раза больше, чем взрослые, пользуются Интернетом и быстрее осваивают новые цифровые технологии. На просторах Глобальной паутины они чувствуют себя уверенными и самостоятельными гражданами нового цифрового общества. Неудивительно, что в этом мире занимательных гаджетов и виджетов, в этом потоке френдлент и подкастов родителям бывает очень трудно найти время, а, самое главное, слова, чтобы поговорить со своими детьми об Интернете.

    Начните первым
    Хотя российские школьники предпочитают самостоятельно решать свои проблемы в Интернете и крайне редко обращаются за советом к взрослым, они по-прежнему нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей. Детям и особенно подросткам бывает трудно самим обратиться к взрослым: они стремятся сохранить свою независимость в «цифровом мире», бояться быть наказанными и не очень-то верят, что их «предки доцифровой эры» смогут понять их и помочь им решить их проблемы. В такой ситуации родителям стоит первым прервать затянувшееся молчание и поговорить с детьми об Интернете.

    Доверие – самая надёжная защита
    Хотя современные школьники и считают себя «продвинутыми пользователями», эта уверенность носит иллюзорный характер, а по уровню компетентности в сфере использования Интернета и цифровых технологи они находятся практически на равных с родителями. Высокий уровень онлайн-активности и чрезмерная самоуверенность в своих силах являются главными причинами столкновения детей и подростков с различными проблемами в Сети. Онлайн-мошенничество, преследования, унижения, оскорбления, шантаж – вот лишь небольшой перечень угроз, с которыми приходится иметь дело юным пользователям. К сожалению, большая часть из этих проблем пока не имеет эффективных технических решений. Главная и самая надёжная защита от онлайн-угроз – это доверительные отношения между детьми и родителями.

    Будьте рядом с ребёнком в Сети
    Главная задача родителей избежать демонизации Интернета, характерной для многих современных СМИ. Страх, порождённый незнанием, ведёт к цифровой изоляции, что лишает ребёнка тех уникальных возможностей, которые современные технологии представляют для обучения и развития. Совместная деятельность и общение детей и родителей в Интернете, основанные на взаимном доверии и уважением, - это лучшее средство повышения цифровой компетентности и профилактики онлайн-рисков.

    Проявите интерес к деятельности ребёнка в Сети
    Доверие начинается с принятия и уважения, отказа от осуждений и предубеждений. Родителям необходимо запастись изрядным терпением на этом пути, особенно если ребёнку уже достаточно много лет, и он привык к другим отношениям. Проявляя интерес к деятельности в Сети, демонстрируя свою осведомленность и компетентность, поощряя успехи и оказывая поддержку в трудных ситуациях, мы выстраиваем доверительные отношения с ребёнком, используя Интернет и цифровые технологии как предлог для начала долгого и очень важного разговора. Некоторые темы, с которых можно было бы начать этот разговор, представлены в этом издании, посвящённом профилактике онлайн-рисков.

    Коммуникационные риски
    Возникают в процессе общения и взаимодействия людей в Интернете. В их числе кибертравля, сексуальные домогательства, нежелательные знакомства в Сети, встречи с интернет-знакомыми в реальной жизни и др. С подобными рисками можно столкнуться при общении в онлайн-мессенджерах, социальных сетях, на сайтах знакомств, форумах, блогах и других ресурсах.

    Контентные риски
    Возникают при столкновении с противозаконной, неэтичной и вредоносной информацией в сети (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, ссылки на различные ресурсы). К такой информации относятся: агрессия, эротика или порнография, нецензурная лексика, информация, разжигающая расовую ненависть, пропаганда анорексии, булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ Подобный контент можно встретить на различных сайтах и в социальных сетях.

    Потребительские риски
    Возникают в процессе приобретения товаров и услуг через Интернет. В их числе риск купить товар низкого качества, подделки, контрафактную и фальсифицированную продукцию; потерять денежные средства или стать жертвой мошенников, использующих персональные данные онлайн-покупателей.

    Технические риски
    Опасность повреждения программного обеспечения компьютера, хищения или нарушения конфиденциальности личной информации посредством взлома с использованием вредоносных программ (вирусы, черви, троянские кони, шпионские программы, боты и др.).

    Развивайте доверительные отношения.
    Важно, чтобы ребёнок чувствовал: ваша цель не наказать, а помочь ему. в этом случае он сможет вам довериться. Установите правила пользования Интернетом для всех электронных устройств. Необходимо прийти к соглашению по следующим вопросам: что разрешено делать в Сети? Где можно пользоваться мобильными устройствами? Когда и сколько времени можно проводить в Интернете?

    Регулярно разговаривайте об Интернете.
    Расскажите ребенку об основных угрозах, с которыми он может столкнуться в Сети. Точная и достоверная информация - лучшее средство от онлайн-рисков.

    Будьте в курсе событий ребенка в реальной жизни и виртуальном пространстве.
    Искренне интересуйтесь активностью ребенка в Интернете. Попросите его помочь вам завести аккаунт в социальной сети или игре, где он "обитает".

    Расскажите о нормах онлайн-этикета.
    Как и в реальной жизни, в Интернете надо вести себя вежливо и дружелюбно. Ребёнок должен понять, что анонимность в Сети - иллюзия, и любое действие навсегда оставляет свой след.

    Объясните необходимость защиты персональной информации.
    Любая личная информация, которую ребенок выкладывает в Сеть, может быть использована другими людьми против него. Расскажите ему про средства защиты персональных данных, помогите установить настройки приватности на всех посещаемых ресурсах.

    Проинформируйте о том, где можно получить помощь.
    Если ребёнок столкнётся с проблемой в Сети, он может обратиться к администрации сайта, в службу техподдержки или к взрослому, которому он доверяет.

    Станьте для ребенка примером ответственного онлайн-пользователя.
    Повышайте свою цифровую компетентность и старайтесь сами соблюдать правила, которые установили для детей.

    Интернет открывает уникальные возможности для общения благодаря современным технологиям можно быть на связи 24 часа в сутки практически в любой точке мира. В то же время в Сети ребенка могут подстерегать следующие риски:

    Кибербуллинг - намеренное и регулярное причинение вреда (запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор) одним человеком или группой людей другому человеку с использованием электронных форм контакта. Каждый четвёртый российский школьник ежегодно сталкивается с унижением, оскорблениями или преследованием в Сети.

    Груминг - установление дружеского контакта с ребёнком с целью сексуальной эксплуатации. Принимает разные формы: от обмена сообщениями и материалами сексуального характера до соблазнения, домогательства или шантажа. Каждый двадцатый подросток сталкивается с сексуальными домогательствами в Интернете.

    Секстинг - отправка сообщений (текстовых или изображений) эротического или порнографического содержания посредством мобильной связи или через Интернет. Каждый четвертый подросток встречал или получал в Сети сообщения сексуального характера.

    Встречи с людьми из Интернета в реальной жизни могут быть опасны. Более трети подростков пойдут на встречу с виртуальным другом без сопровождения взрослых.

    Сигналы опасности

    • Ухудшение настроения во время и после общения в Интернете - признак того, что ребенок может подвергаться агрессии.
    • Нервозность при звуке получения сообщения может говорить о его негативном содержании.
    • Внезапная неприязнь к Интернету - возможный признак наличия проблем в виртуальном мире.

    Сохраняйте спокойствие сами и успокойте ребёнка. Избегайте необдуманных действий. Дайте ребёнку понять, что владеете ситуацией, готовы помочь и не станете его ругать или осуждать.

    Разберитесь в ситуации вместе с ребёнком. Важно найти ответы на вопросы: когда возник конфликт? Что стало причиной? Кто принимает участие в травле? Существует ли угроза здоровью или жизни ребёнка?

    Соберите доказательства травли. Сохраните все возможные свидетельства происходящего (скриншоты экрана, электронные письма, фотографии и т.п.).

    Научите правильно реагировать на агрессора. Лучший способ остановить травлю - игнорировать обидчиков. Помогите ребенку заблокировать агрессоров или добавить их в «чёрный список». Иногда стоит временно удалить аккаунт на тех ресурсах, где происходит травля.

    Обратитесь за помощью. Жертве кибербуллинга трудно постоять за себя.

    • Если травля происходит в открытом сообществе или группе, обратитесь к администраторам ресурса с просьбой заблокировать аккаунты обидчиков, прикрепите скриншоты со свидетельствами кибербуллинга. Оповестив администрацию ресурса о киберхулигане, можно обезопасить от него и себя, и других пользователей.
    • Если в травле участвуют ученики школы, расскажите о ситуации классному руководителю, школьному психологу, директору.
    • Если существует угроза здоровью и жизни ребёнка, обратитесь в правоохранительные органы, приложив к заявлению собранные доказательства.

    Интернет-зависимость - термин, применяемый для описания непреодолимой тяги к чрезмерному использованию Интернета. В подростковой среде она чаще всего проявляется в форме увлечения видео-играми, навязчивой потребности к общению в чатах и социальных сетях, круглосуточном просмотре фильмов и сериалов в Сети.

    Интернет-зависимость до сих пор не признана самостоятельным психическим расстройством, но её наличие может неблагоприятно отразиться на физическом, психическом и социальном благополучии ребенка. При чрезмерной увлеченности Интернетом наблюдается нарушение биоритмов сна и бодрствования, хронический недосып, усталость; снижение волевого контроля, апатия; ухудшение успеваемости и отношений со сверстниками в реальной жизни, сужение круга общения, изоляция.

    Каждое десятое обращение на Линию помощи "Дети Онлайн" (тел. 8-800-25-000-15) связано с чрезмерным использованием Интернета детьми и подростками.

    По статистике Фонда Развития Интернет более 80% российских школьников в возрасте от 12 до 17 лет пользуются социальными сетями. Самые популярные из них: ВКонтакте, Одноклассники и Facebook. Хотя согласно правилам, зарегистрироваться в этих сетях можно только с 13 лет, ничто не мешает юным пользователям обойти этот запрет и завысить свой возраст в соответствующей графе профиля. По данным исследований Фонда 88% детей в возрасте 11-12 лет уже имеют свой профиль в социальной сети. Сегодня, как в России, так и за рубежом идут активные дискуссии о том, чтобы ограничить доступ детей в возрасте до 13 лет в социальные сети, однако надёжных технических решений этой проблемы пока не найдено.

    Юные «нарушители»
    Мы знаем, что стать пользователем социальной сети достаточно просто, например, чтобы завести профиль в ВКонтакте или в Одноклассниках требуется лишь номер мобильного телефона. Поэтому взрослые могут не знать, что их ребёнок зарегистрировался в социальной сети. Более того, современные родители довольно часто сами заводят аккаунты для своих детей, причем, делают они это довольно рано. По данным исследований Фонда, даже среди дошкольников встречаются «пользователи» социальных сетей. Тем не менее, интерес к онлайн-общению и социальным сетям возникает у детей к началу подросткового возраста. Именно в 11-12 лет дети начинают активно пользоваться подобными ресурсами.

    Объясните, как устроены социальные сети
    Если вы обнаружили, что ваш ребёнок завёл страничку в социальной сети, то не стоит пугаться и наказывать его. Чаще всего в этом возрасте дети заводят профиль под влиянием сверстников, а также, чтобы казаться взрослее и «круче». Если заставить ребёнка насильно удалить аккаунт, то ничто не помешает ему завести новый и принять меры, чтобы вы не узнали об этом. Будет лучше, если вы поговорите с ребёнком о социальных сетях, объясните, как они устроены и для чего их можно использовать. Помогите ему с настройками приватности и расскажите, как сделать надёжный и хорошо запоминающийся пароль к аккаунту, и почему не стоит делать свой профиль общедоступным. Никогда не шпионьте за своим ребёнком – с уважением относитесь к его личному пространству и в жизни, и в Интернете.

    Расскажите о рисках онлайн-общения
    Обязательно расскажите ребёнку о потенциальных рисках, связанных с использованием социальных сетей. Главные проблемы – это общение с незнакомцами и неосторожное обращение с персональной информацией. Каждый третий ребёнок в возрасте 11-12 лет общался в Интернете с кем-то, кого он не знал лично. При этом, дети этого возраста достаточно свободно делятся с новыми знакомыми информацией о себе: почти 60% из них готовы рассказать о своих хобби и увлечения, почти половина – сообщить свой возраст и отправить свою фотографию, треть – назвать свои имя, фамилию и название города, в котором они живут. Как показывает практика работы Линии помощи «Дети Онлайн» (8-800-25-000-15), последствия обмена такой, казалось бы, безобидной информацией могут быть очень серьёзными: мошенничество, шантаж, кибертравля и сексуальная эксплуатация.

    Покажите положительный пример
    Самый лучший способ защитить ребёнка от потенциальных угроз социальных сетей – это научить его осмысленно и целенаправленно использовать их для учебы и самореализации. Покажите детям примеры популярных страниц, посвящённых творчеству, здоровому образу жизни, изучению истории родного края или любому другому увлечению пользователя. Ещё лучше, если вы предложите своему ребёнку создать такую страницу вместе. Чтобы быть интересным для своих читателей не обязательно выкладывать в сеть персональные данные и засорять свою ленту перепостами с сомнительными шутками из других сообществ. Помогите ребёнку найти интересную идею для страницы и подскажите, с помощью каких технических средств она может быть реализована. Креативность и сотрудничество, основанные на взаимном доверии – это лучшее средство от онлайн-угроз.

    Симптомы интернет-зависимости:

    • Потеря контроля над временем и поведением в Сети. Выражается в длительном и бесцельном пребывании в Интернете.
    • Синдром отмены. Отсутствие доступа в Интернет вызывает плохое настроение, подавленность, агрессию, а также бессонницу, головные боли, потерю аппетита.
    • Замена реальности. Пренебрежение семьей, учебой, друзьями, сном и питанием, личной гигиеной из-за постоянного пребывания онлайн.
    • Проявите обеспокоенность. Дайте ребенку понять, что вас настораживает длительность его пребывания в Сети. Поделитесь с ним своими опасениями. Ребенок должен чувствовать, что вы не осуждаете его, а проявляете заботу (например: "я переживаю, что ты редко видишься с друзьями", "я беспокоюсь, что ты не высыпаешься, "я волнуюсь о...")

    Попытайтесь найти причину чрезмерной увлеченности Интернетом. В Сети ребенка привлекает то, чего ему не хватает в реальной жизни. Попросите показать и рассказать, чем он занят в Интернете. Если ребенок увлекается играми, попросите его помочь вам понять правила, попробуйте сами поиграть.

    Используйте внешние средства контроля за временем. Если ребенок теряет счет времени в Сети, предложите ему использовать таймер или будильник. Дети постарше могут подробно записывать, что они делают в Интернете, и сколько времени на это тратится. Это поможет осознать проблему пустой траты времени, избавиться от навязчивых действий (например, бездумное обновление странички или проверка смартфона).

    Обратитесь за помощью к профессионалам. В основе интернет-зависимости могут лежать проблемы адаптации (социальная изоляция, неумение строить отношения), личностные особенности ребенка (тревожность, замкнутость). Тем не менее, любая зависимость - сложный диагноз, поставить который может только специалист. Для ее диагностики и лечения необходимо обратиться к профессиональному психотерапевту.

    Придумайте общее дело в Интернете. Вместе с ребенком заведите блог, создайте веб-сайт, поиграйте в одну игру, поощряйте использование Интернета для творчества и учебы. Цифровые технологии могут объединять, а не разъединять вас.

    Приучите делать регулярные перерывы. Если школьник провел за компьютером больше часа, полезно встать из-за стола, размяться, сделать разминку, гимнастику для глаз; также можно выйти на прогулку или устроить совместное чаепитие.

    Научите использовать Интернет эффективно. Задайте ребенку вопрос: "Что ты собираешься сделать сегодня в Сети?" Запишите ответ на яркий листок и разместите его рядом с монитором. Устройство следует выключить, как только цель будет достигнута.

    Исключите электронные технологии из системы "поощрение-наказание". Лишение любимого устройства не снижает интерес к нему, но может вызвать раздражение и злость. Если ребенок провинился, следует объяснить, в чем он неправ, помочь исправить ошибку, привлечь к делам по дому. Это научит ребенка воспринимать виртуальное пространство нейтрально, как одну из сфер жиз-ни, а не как сверхценный объект, доступ к которому нужно получить любой ценой.

    Не используйте планшет как "цифровую няню". Научите ребенка простым играм и занятиям, которые помогут ему скоротать время ожидания в перерывах между занятиями, в дороге и очереди без цифровых устройств и Интернета. Это снизит риск чрезмерной увлеченности онлайн-развлечениями в будущем.

    Помогите ребенку найти себя вне виртуального пространства. Чем больше у ребенка интересных хобби, тем меньше времени на бессмысленное блуждание по Сети. Многие виды онлайн-активности имеют свои аналоги в реальной жизни. Например, если ребенку нравятся игры со сражениями, запишите его в секцию единоборств. Важно поддержать ребенка в его начинаниях, отмечать успехи в деятельности, не связанной с Интернетом.

    Исследования Фонда Развития Интернет показывают, что практически каждый второй российский школьник сталкивается в Интернете с различными техническими рисками. Несмотря на то, что сегодня существует достаточно много как платных, так и бесплатных программ, позволяющих надёжно защитить цифровые устройства от вирусов и других вредоносных программ, практически каждое третье обращение на Линию помощи «Дети Онлайн» связано с техническими рисками. Простые и эффективные правила интернет-безопасности позволяют избежать многих проблем, но, к сожалению, и дети, и взрослые частенько о них забывают.

    Защитите все устройства. Защитите надёжными паролями вход в компьютер и мобильные устройства. Научите ребёнка пользоваться этой функцией. Объясните ему, что пароль нужно держать в секрете даже от самых близких друзей. Для каждого устройства нужен свой пароль, который стоит регулярно менять.

    Создайте отдельную учётную запись. Заведите для ребёнка на компьютере отдельную учётную запись без прав администратора. Это значительно снизит риск установки вредоносного программного обеспечения на компьютер и не позволит юному пользователю поменять настройки безопасности в браузере и операционной системе.

    Антивирусная защита для всех устройств. Обязательно установите программу комплексной защиты компьютера, включающую в себя антивирус, антишпион, сетевой экран и онлайн-сканнер. Не забывайте о том, что в защите нуждается не только компьютер, но и мобильные гаджеты – планшеты и смартфоны.

    Регулярно обновляйте операционную системы и ПО. Всегда используйте лицензионное программное обеспечение. Регулярно обновляйте операционную систему, браузер и антивирусную программу. Устанавливайте приложения для ПК и мобильного телефона только с надёжных ресурсов.

    Избегайте подозрительных ссылок и баннеров. Объясните ребёнку, что не стоит кликать на незнакомые ссылки и яркие баннеры на сайтах. Гораздо безопаснее вводить адрес сайта самому или находить его через поисковые системы, а любимые сайты ребёнка, которые он посещает чаще всего, лучше добавить в закладки.

    Используйте защищённые соединения. Подключаясь к Интернету через Wi-Fi, убедитесь, что используете безопасное соединение. Защитите домашнюю сеть надёжным паролем. Объясните ребёнку, что использование незащищённых сетей может привести к потере персональных данных.

    В Интернете обитают не только добропорядочные пользователи, но и мошенники, которые только и мечтают о том, как бы обокрасть доверчивых пользователей или добыть у них ценную информацию. По данным Фонда Развития Интернет, каждый десятый российский школьник сталкивался в Интернете с кражей денег, а каждый пятый – персональных данных. Для того чтобы не стать жертвой кибермошенников следует соблюдать простые правила:

    • Никогда не отвечайте на сообщения, которые приходят от незнакомых людей. Особенно осторожно следует относиться к письмам, которые приходят с неизвестных вам почтовых сервисов.
    • Если в письме вам сообщают о крупном выигрыше в лотерею, о том, что ваши близкие попали в беду, или о сборе средств на благотворительность, лучше всего такую информацию проверить с помощью другого канала информации, например по телефону или через поисковик.
    • Никогда не проходите по ссылкам, содержащимся в подозрительном сообщении, никогда не заполняйте формы во всплывающих окнах. Если автор сообщения просит вас сохранить содержания письма в тайне или совершить определенные действия в сжатые сроки, скорее всего, это мошенничество.
    • Даже если в сообщении содержится персональное обращение или оно написано вашим другом или приятелем, это не повод доверять письму. Личные данные можно украсть или подделать.
    • Если вам кажется, что вы стали жертвой интернет-мошенничества, поменяйте все пароли, свяжитесь с администрацией интернет-ресурса, на котором произошла кража личных данных, а лучше всего обратитесь к родителям, они наверняка помогут вам и подскажут, что нужно сделать.
    • Никогда не пытайтесь бороться с мошенниками самостоятельно. Зачастую мошенники – это взрослые опытные люди, они хорошо оценивают риски, на которые идут.

    Информационный портал «Дети России Онлайн»

    Сайт представляет главные проекты Фонда, посвященные вопросам социализации детей и подростков в развивающемся информационном обществе, а также проблемам их безопасности в современной инфокоммуникационной среде. На портале представлены рекомендации детям, родителям и педагогам по вопросам безопасного использования Интернета, которые обратиться за консультацией к специалистам Фонда по электронной почте или с помощью онлайн-чата. Также на сайте в свободном доступе размещены основные публикации Фонда, а также номера журнала «Дети в информационном обществе»: http://detionline.com/

    Журнал «Дети в информационном обществе»

    Единственный в России научно-популярный журнал, посвящённый вопросам развития и воспитания детей и подростков в информационном обществе. Журнал издаётся с 2009 года и распространяется в школах, детских и юношеских библиотеках. Электронная версия журнала доступна по адресу: www.detionline.com/journal/

    Советы по безопасности

    Возраст от 7 до 8 лет

    В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т.е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах. В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.

      Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7 - 8 лет

      1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.Требуйте от Вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что Вы наблюдаете за ним не потому что Вам это хочется, а потому что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
      2. Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
      3. Используйте специальные детские поисковые машины.
      4. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
      5. Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.
      6. Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего программного обеспечения.
      7. Приучите детей советоваться с Вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.
      8. Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.
      9. Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.
      10. В "белый" список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.
      11. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
      12. Не делайте "табу" из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты "для взрослых".
      13. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях. 

      Возраст детей от 9 до 12 лет

      В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернете. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.

      Советы по безопасности для детей от 9 до 12 лет

      1. Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
      2. Требуйте от Вашего ребенка соблюдения норм нахождения за компьютером.
      3. Наблюдайте за ребенком при работе за компьютером, покажите ему, что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы оказать ему помощь.
      4. Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
      5. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
      6. Не забывайте принимать непосредственное участие в жизни ребенка, беседовать с детьми об их друзьях в Интернете.
      7. Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету.
      8. Позволяйте детям заходить только на сайты из "белого" списка, который создайте вместе с ними.
      9. Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
      10. Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
      11. Создайте Вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.
      12. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах и опасениях.
      13. Расскажите детям о порнографии в Интернете.
      14. Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.
      15. Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

      Возраст детей от 13 до 17 лет

      В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок "для взрослых". Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете.

      Зачастую в данном возрасте родителям уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, не отпускайте детей в "свободное плавание" по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка в Интернете.

      Важно по-прежнему строго соблюдать правила Интернет-безопасности - соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.

      Советы по безопасности в этом возрасте от 13 до 17 лет

      Постоянно контролируйте использование Интернета Вашим ребенком! Это не нарушение его личного пространства, а мера предосторожности и проявление Вашей родительской ответственности и заботы.

      1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Обговорите с ребенком список запрещенных сайтов ("черный список"), часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернете (в том числе в чатах).
      2. Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.
      3. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
      4. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
      5. Необходимо знать, какими чатами пользуются Ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
      6. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.
      7. Приучите детей не выдавать свою личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
      8. Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
      9. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
      10. Расскажите детям о порнографии в Интернете. Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
      11. Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.
      12. Научите детей уважать других в интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде - даже в виртуальном мире.
      13. Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
      14. Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

      Tik Tok пользуется огромной популярностью среди пользователей практически всех возрастов, среди них и несовершеннолетние. На 80-90% контент социальной сети не представляет угрозы для них, но существует ряд сомнительных видео и аккаунтов. Администрация жестко контролирует ролики и блогеров, но какая-то часть неподобающего контента просачивается в сеть. Поэтому рассказываем, как можно надолго заблокировать социальную сеть Тик Ток на телефоне у несовершеннолетнего ребенка. Подсказываем, в каких случаях это необходимо сделать.

      Какой контент встречается в Тик Ток

      Модераторы регулярно проверяют видео, комментарии и блоги на предмет размещения запрещенного контента, затрагивания заблокированных тем. Такие аккаунты блокируются, чистятся, отправляются в теневой бан, но новые ролики продолжают выпускаться. По официальным данным Тик Ток уже скачали на телефон более 1,5 млрд пользователей. Штату сотрудников соцсети не под силу проверить каждый пост и заблокировать вовремя подозрительные, поэтому безопасность юзеров зависит от них самих. В частности это касается детей - за их безопасность в интернете несут ответственность родители.

      Подросток, получивший доступ в Тик Ток, может весело проводить время. Но есть вероятность попасть на сомнительные ролики. К ним относятся:

      — Матерные видео/аудио в музыкальном сопровождении.

      — Пропаганда наркотиков, алкоголя, суицида, курения.

      — Демонстрация откровенного поведения (взрослых поцелуев, постельных сцен, эротики и контента 18+).

      — Поощрение хамского и неуважительного поведения (часто звезды ради хайпа снимают на видео унижение других людей и прочие неподобающие сцены).

      — Шуточная жестокость и насилие (может восприняться буквально).

      — Ужастики/пугающие ролики/декоративная кровь или раны (для неокрепшей детской психики это может стать серьезным потрясением).

      — Прочий контент, не соответствующий возрастной категории.

      Кроме перечисленных тем, дети могут встретиться с другими негативными явлениями.

      Важно заблокировать все сомнительные видео и страницы из рекомендаций с телефона.

      article_image

      Сомнительные челленджи

      Блогеры регулярно запускают новые челленджи, которые быстро разлетаются. Зачастую это безобидные действия, которые могут быть направлены на:

      — Раскрытие собственных скрытых возможностей (загибать пальцы в необычные формы/узнать, сколько раз можешь отжаться).

      — Развитие коммуникабельности (задавать вопросы на улице/станцевать в публичном месте/позвонить на незнакомый номер и узнать ответ на заданный вопрос).

      — Поднятие популярности (снимать трендовые ролики).

      — Любые другие безобидные цели.

      Но злоумышленники и просто неопытные юзеры иногда запускают нецелесообразные и даже опасные челленджи. Дети из интереса или экстрима могут попытаться поучаствовать:

      — Запостить с телефона фото паспорта и любой детской фотографии (под предлогом сравнить, но на самом деле это попытка украсть паспортные/персональные данные).

      — Обливание ледяной водой и реакции на ощущения (риск серьезно заболеть).

      — Кража мелочи из магазина/киоска (проверка на "слабо", можно попасть в руки полиции).

      — Простукивание острым предметом между пальцами (популярное в Тик Ток испытание на ловкость рук, риск получить травму).

      — Прочие опасные вызовы.

      Дети  часто не понимают реальной опасности, скрывающейся за безобидным действием. Рекомендуется заблокировать по максимуму их деятельность в интернете с телефона до достижения сознательного возраста.

      Мошенничество

      Мошенники под детскими профилями пытаются любыми путями выудить важную информацию. Это может быть следующее: место проживание и учебы, состав семьи, используемые маршруты, время отсутствия взрослых дома, место работы родителей, наличие/место хранения денег и ценностей, номер телефона, прочее. В дальнейшем информация может использоваться для неблаговидных и преступных целей. Каждый подозрительный профиль рекомендуется заблокировать.

      article_image

      Опасные переписки

      Одним из важных факторов отслеживания деятельности в Tik Tok является контроль за переписками. Особенное внимание стоит уделять диалогам с незнакомыми личностями. На просторах соцсети редко, но попадаются педофилы, развратники, прочие злоумышленники. Чтобы обезопасить подростка, важно заблокировать с телефона опцию "Разрешить отправку личных сообщений".

      Буллинг в сети

      Это явление подстерегает начинающих юных блогеров. При выкладывании видео, особенно с личным участием, легко получить волну критики и хейта. Это могут быть злобные комментарии, агрессия в личных сообщениях и жестокая критика. Рекомендуется предупредить ребенка о возможных последствиях, убедить не принимать все на свой счет. Но неокрепшая детская психика может не справится с напором негатива. Детям до 15-16 лет не рекомендуется выкладывать видео со своим участием.

      Тик Ток может заблокировать аккаунт с роликами с участием детей младше 13 лет.

      Как заблокировать приложение

      Существует верный способ заблокировать приложение. Нужно создать на детском телефоне аккаунт с родительским контролем и установить пароль. В настройках магазинов приложений установите ограничение 12+. Если ему меньше 12 лет, программа не разрешит скачать Тик Ток. Важно: зная пароль, дети легко уберут ограничение.

      Не рекомендуется полностью блокировать соцсеть с телефона. Более эффективным методом обезопасить детей считается контроль за действиями внутри приложения.

      Метод "запретить и заблокировать" действует только на детей до 10, максимум 12 лет. В дальнейшем рекомендуется самостоятельно установить на детский телефон Тик Ток. После скачивание задайте оптимальные настройки аккаунта для безопасного использования.

      Как заблокировать некоторые настройки

      Для контроля действий в Тик Ток требуется создать два аккаунта - детский и родительский. В настройках их нужно связать. Как это сделать:

      — Авторизуйтесь в соц сети с обоих телефонов.

      — Откройте детский аккаунт.

      — Выберите "Настройки".

      — Откройте "Семейные настройки".

      article_image

      — Отметьте родительскую страницу.

      article_image

      — Просканируйте QR-код для привязки с детского телефона.

      article_image

      — Рекомендуется сразу заблокировать ненужные опции.

      После активации семейных настроек с телефона родитель может:

      — Выбирать тип искомого контента.

      — Задать тип аккаунт - открытый или закрытый (чтобы ограничить круг людей, кто сможет просматривать публикуемый контент).

      — Разрешить/заблокировать возможность комментирования детских видео (или задать круг людей, имеющих право оставлять комментарии).

      — Установить ежедневный временной лимит (сколько времени разрешается проводить в Тик Ток).

      При разрешении детям пользоваться Тик Током важно объяснить им разрешенные и запрещенные действия в сети. Например, запретить разглашение персональной информации, переписку с незнакомыми, размещение личных фото/видео. Даже после настройки профиля рекомендуется регулярно проверять соцсеть ребенка.

      article_image

      С какого возраста разрешить использовать Tik Tok

      Тик Ток имеет собственное возрастное ограничение - пользователи не могут быть младше 13 лет. Для этого в магазине приложений запрашивается дата рождения. Также она требуется при регистрации на платформе. Родителям рекомендуется самостоятельно указать детский возраст. Это поможет более качественно фильтровать доступный контент. Итак, минимально допустимый возраст - 13 лет. Рекомендуемый общепринятыми нормами - 15-16 лет с регулярным контролем за смартфоном.

      Если ребенок младше 15 лет, рекомендуется проверять наличие Тик Ток непосредственно на телефоне. Его можно скачать и в обход официального магазина. При обнаружении приложения проверьте его и делайте выводы. Если обнаружены рискованные явления, программу лучше удалить.

      Педагогам

      Понятие информационной безопасности

      Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.

      На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:

      • доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
      • целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
      • конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).

      Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.

      Интернет-ресурсы для педагогических работников

      Обучающимся

      Памятка для обучающихся об информационной безопасности детей

      Нельзя

      1. Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей);
      2. Открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя;
      3. Грубить, придираться, оказывать давление - вести себя невежливо и агрессивно;
      4. Не распоряжайся деньгами твоей семьи без разрешения старших - всегда спрашивай родителей;
      5. Не встречайся с Интернет-знакомыми в реальной жизни - посоветуйся со взрослым, которому доверяешь.

      Осторожно

      1. Не все пишут правду. Читаешь о себе неправду в Интернете - сообщи об этом своим родителям или опекунам;
      2. Приглашают переписываться, играть, обмениваться - проверь, нет ли подвоха;
      3. Незаконное копирование файлов в Интернете - воровство;
      4. Всегда рассказывай взрослым о проблемах в сети - они всегда помогут;
      5. Используй настройки безопасности и приватности, чтобы не потерять свои аккаунты в соцсетях и других порталах.

      Можно

      1. Уважай других пользователей;
      2. Пользуешься Интернет-источником - делай ссылку на него;
      3. Открывай только те ссылки, в которых уверен;
      4. Обращаться за помощью взрослым - родители, опекуны и администрация сайтов всегда помогут
       

      Методические и справочные материалы

      Материалы к урокам безопасного интернета

        Дополнительные методические материалы

        Фотографии о информационной безопасности

        Поделиться страницей

        Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике